РазделыОриша Патаки Направления Статьи Интервью |
Ela и Owe в Традиции ЙорубаЧтобы понять, что есть Эла, мы должны обратиться к моменту сотворения Богом (Олодумаре) всего сущего. Вначале, в первоначальном недеффиринцированном хаосе присутствовала лишь темнота, которая была местонахождением Эшу. Затем Олодумаре решил создать сущее. Но так как Сам Бог содержит чрезвычайно сконцентрированную Энергию (Аше), не позволяющую входить в прямой контакт с живыми существами (так чтобы они выжили после этого контакта), Он понял, что для сотворения требуется посредническая Сила. Поэтому сначала Бог создал Мудрость (Огбон) и поместил ее в пальму, где она могла бы жить. Спустя некоторое время, Бог решил выпустить Огбон, чтобы та летела и искала новое место жительства. Однако Огбон не нашла подходящее место и вернулась обратно к Олодумаре, жужжа как пчела. Бог поглотил её. Точно также Имо (Знание) и Ойе (Понимание), которые также были созданы Богом в качестве посреднических Сил, возвратились по той же самой причине и были поглощены Им. После нескольких тысяч лет, в течение которых Олодумаре был обеспокоен непрерывным жужжанием Огбон, Имо и Ойе, Он решил избавиться от них, чтобы обрести покой. И Он сказал им, чтобы они спускались (ro) – «hoo!». Таким образом, Мудрость, Знание и Понимание, теперь известные как Hoo-ro или Oro, начали свой путь к земле. Спуск их сопровождался громом и молнией, поскольку они являлись огромными зарядами жизненной силы. Оро таял подобно желе. На некоторое время он приостановился в атмосфере подобно яйцу и не плавился, но затем упал на землю (Ile) и раскололся (la). Так Оро вошел в новое состояние, называемое Эла. В соответствии с вышеизложенным, Эла является Свидетелем Творения и представляет собой Творческую Силу, Мудрость, Знание и Понимание Олодумаре. Эла прибывает на землю в Оду Ифа Обара Ойеку и является духовным принципом порядка (счастья, гармонии, мира и развития), поддерживающим мир, без которого наш мир был бы полным хаосом. Функции Эла в Оракуле Ифа – комплексная реализация знания, понимания и мудрости. Эла – первый признанный авторитетный источник коммуникации и объяснения природы Бога и всего тварного мира. Эла часто смешивают с Орунмила, используя данное слово в качестве имени для последнего. Иногда эти имена (Эла и Орунмила) используют попеременно. Однако Эла - отдельное Божество со своими собственными правами в пределах системы предсказания Ифа. При этом между Эла и Орунмила действительно существует тесная связь, поскольку Эла - принцип порядка, исправления неудачных судеб, а Орунмила в соответствии с этим принципом исполняет роль выпрямителя неудачных судеб. Поэтому можно говорить, что Эла и Орунмила – одно и тоже, подразумевая, что Орунмила был Воплощением Эла, присутствовавшим с Создателем при Творении. В соответствии с Традицией, во время Творения, Орунмила спустился на Землю, чтобы сотрудничать с Ориша-Нла в организации Земли и помещении всех вещей на их надлежащие места. Орунмила есть Ирунмоле, который функционирует в системе предсказания Ифа и рассматривается как воплощение Мудрости, Знания и Понимания (т.е. Эла) во всех их формах. С помощью Ифа, Орунмила входит в контакт с Эла, Источником Знания, Мудрости и Понимания, происходящим из Олодумаре и становящимся доступным благодаря Эшу, через диалог, сделанный со Знанием (системы Оракула), Пониманием (символов Оракула) и Мудростью (интерпретации символов). Олодумаре дал нам Гида (Эла/Орунмила), чтобы он помог находить истинную дорогу в жизни. Эла стал первым Говорящим, первым коммуникатором, Воплощением Мудрости, Знания и Понимания. Эла иногда переводится как «Благо», «Сила Исправления Вещей», «Тот, кто держит в безопасности», «Сохраняющий», «Спаситель». Эла сохраняет мир от краха, восстанавливает порядок, исправляет неудачные судьбы. Эла - упорядочивающая, положительная и конструктивная Сила, которая проявляет себя в материальном мире как Ирунмоле (Ориша) Орунмила. Эла также именуется Ela Omo Osin - «Эла – Фаворит (или Сын) Осин», где Осин означает «Лидер Лидеров» или «Король Королей», т.е. Олодумаре (ссылаясь на то, что Олодумаре – выше всего и всех). Эла – прямая Эманация Олодумаре, исконный упорядочивающий Принцип, присутствовавший в начале создания (Eleri Ipin, Ibikeji Olodumare, Свидетель Предназначения). Эла есть тот, кто надлежащим образом поддерживает сотворенный мир. Эла - Организатор земных дел, устанавливающий все вещи на земле на их местах; Творец мира, устраняющий разногласия; Исправитель неудачных судеб; Восстановитель порядка из хаоса. Эла (принцип порядка) работает вместе с Эшу (вызывающим динамику, «беспорядок») в задаче восстановления баланса. Эшу дает прогресс, Эла дает удачу. Связь Олодумаре с Эшу позволяет утверждать, что в действительности они представляют собой Всеединство, так как без противоположностей ничто не является возможным. Если Олодумаре - отдаленная, совершенная форма, которую обычно не почитают прямо, неприкосновенное и чистое понятие Бога, то Эшу - близкая форма, почитаемая ежесекундно и в любых обстоятельствах. Эти Личности – части Одного и Того же, и они общаются между собой через Эла, духовную силу, разделяемую ими обоими, которая происходит из трех источников: Имо (Знание) Ойе (Понимание) Огбон (Мудрость). Часть Эла стала доступна людям, когда Эшу преподал методы предсказания. В определенный момент человек, находившийся до этого в совершенном мире, восстал против Эла, опорочив его. Эла был оскорблен и поднялся на Небо по веревке. Однако вскоре люди поняли, что невозможно жить без Эла и с тех пор молятся ему о благословениях. В Ифа (Оду Отура Нико) говорится, что самое большое богатство, которое может у человека быть, - его мудрость (Агбон), его знание (Имо) и его понимание (Ойе). Таким образом, нужно стремиться к приобретению Оро (=Мудрости, Знания и Понимания), известного как Эла. Искусство Йоруба, включающее Оро, помогает лучше понять Ифа. Эла делает Оро удобоваримым и полезным для человеческих потребностей. Эла говорит с нами через устное слово (Ofo, Ogede, Ayajo, Epe, Odu и т.п.), Ароко (кодированные символические сообщения – скульптура, танец, песня, поэзия и т.п.) и Owe (пословицы). Всякий Народ в Африке имеет сотни и даже тысячи пословиц на все случаи жизни. Пословицы Йоруба известны как Owe. Пословицы Эве именуются Eve Lododowo. На Гаити их называют Diton или Proveb, а в Конго – Bingana. Пословица - есть краткое народное изречение, содержащее в себе суждение или наставление на определенный случай жизни. Пословица представляет собой предложение по форме, суждение по содержанию и развернутую метафору по семантике. Поговорка же есть краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, но не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Согласно Mulyumbu Wa Mamba [R. O. Madu, «African Symbols, Proverbs and Myths: The Hermeneutics of Destiny»], пословица - суждение или группа суждений, происходящее от опыта мудрых людей общества и подтверждающее ясно или метафорически определенные бесспорные истины. Пословицы - тонкое, косвенное или абстрактное понятие – есть живое и динамичное выражение. Они не являются ни статичными, ни архаичными. В повседневной жизни, пословицы могут приобретать как различные варианты формулировок, так и различные интерпретации, частично меняя свой смысл в зависимости от контекста применения. В Конго пословицы часто используются руководителями и почетными лицами, людьми, пропитанными Традицией, которые высказывают их, не давая объяснения, поскольку их смысл предполагается известным либо становиться понятным из контекста. Также среди Банту пословицы постоянно и гармонично вставляются в любой разговор. Во многих африканских Обществах судебные процессы неизменно сопровождаются использованием пословиц. Так, например, при рассмотрение жалоб (Funda-Nkanu) в Кабинде (ныне – анклав в Анголе) каждое выступление участников судебного процесса всегда начиналось с цитирования адекватной поговорки. Африканские культуры – в значительной мере бесписьменные, и, следовательно, мудрость является устной. Люди выражают и передают свое знание в пословицах и т.п. В сельских районах Гаити, в любой серьезной беседе, каждые несколько предложений обязательно будут содержать вставленную для защиты некой идеи пословицу. Пословицы являются дочерями опыта. Пословицы - бесценный материал для понимания традиций и культуры народа. В нескольких словосочетаниях, в одном предложении выражается вся вековая мудрость Народа. Йоруба расценивают знание пословиц как доказательство большой мудрости, откуда высказывание: «советник знающий пословицы, быстро устанавливает правильность». Пословицы ценятся в качестве транспортного средства для беседы. Когда разговор утихает, пословица восстанавливает его. Пословицы и беседа следуют друг за другом. Мудрый человек, который знает пословицы, преодолевает трудности. Ценность, помещенная в пословицы, распространяется на тех людей, которые являются высококвалифицированными в их использовании. Эти люди уважаемы в сообществе, потому что они способны добраться до сути вопроса с помощью соответствующих пословиц. Так как пословицы не являются неизменными, и так как они имеют время и контекст приложения, для квалифицированного человека важно знать соответствующее время и контекст для их использования. У Йоруба есть то, что называют "asipa owe" или неправильное создание (применение) пословицы. Человек, который является в состоянии обнаружить "asipa owe" и придумывает встречную пословицу, также заслуживает уважения в сообществе. В Ифа пословицы являются «лошадью» Оро (Знания, Понимания и Мудрости). Если Оро теряется, Owe применяется, чтобы найти (открыть) его. Owe делает Oro полезным для людей и позволяет им связываться с Ориша, Предками и Невидимым Миром.
Автор: Ernesto Domingo Embembo
|