РазделыОриша Патаки Направления Статьи Интервью |
КАНДОМБЛЕ, как его видит проект "Шепот Каури"В различных частях Бразилии африканские Традиции имеют значительные отличия друг от друга (как в теории, так и на практике) и называются по-разному - Кандомбле в штате Баия, Шанго в штатах Пернамбуку и Алагоас, Тамбур ди Мина в штатах Мараньян и Пара, Батуке в Риу Гранде ду Сул, Макумба в Рио де Жанейро и т.д. Происхождение слова Candomble до конца не ясно. Согласно одним исследователям, данное слово есть фонетическая модификация слова «Candonbe» (тип барабана в Традициях Анголы); согласно другим исследователям оно произошло от слова «Candonbide», которое означает акт восхваления, просьб. Обычно считается, что бразильская Традиция Кандомбле происходит из Нигерии от народа Йоруба. Это утверждение верно, но лишь отчасти. На самом деле, в Бразилии, во-первых, существует более чем одна Традиция Кандомбле, а во-вторых, эти Традиции Кандомбле происходят более чем от одного народа Африки. Можно сказать, что на формирование всех разновидностей Кандомбле оказали влияние, преимущественно, четыре группы африканских племен – Банту, Йоруба, Наго и Эве-Фон. ЙорубаВо времена рабства многие племена назывались «йоруба» по признаку их принадлежности к Империи Ойо (в которую данные племена входили как по собственной воле, так и в результате завоеваний). К концу 17 века в Империю Ойо входили следующие субъекты (Нации) – Йоруба, Ихэбу (состоявшая из Ijebu Remo и Ijebu Ode), Эгба и Кету. К середине 19 века в результате нескольких войн с Ихэша (Ijesa), в Империи Ойо возник новый субъект – Ибадан (Ibadan), сформированный переселенцами, беженцами с территории Ихэша, и таким образом империя стала состоять из следующих субъектов - Йоруба, Ихэбу, Эгба, Кету, Ибадан, Ихэша и Ифэ. К Йоруба также относят народности, происходящие от единого Предка Одудува, - Ила, Ову, Савэ и Попо (последние две, несмотря на то, что относятся к группе йоруба, более принадлежат культурному наследию Жэжэ).
Можно выделить следующие народности и племена, населявшие Ойо и отождествляемые с Йоруба: Так или иначе, все вышеуказанные народы исповедовали однотипный культ, уважали Оракул Ифа и почитали Ориша Обатала-Одудува, Эшу и Орунмила.
От народов Ойо произошли такие Течения Кандомбле, как: Если в кубинско-американской форме Религии Йоруба используется Оракул Мериндилогун, то в Бразилии его аналогом является Оракул Бузьюс (Buzios). Данный Оракул подразумевает использование 16, 8 или 4 раковин каури (в последнем случае Оракул также называют «Игра Эшу»). НагоВ Бразилии словом «Наго» и поныне нередко называют всех людей ведущих происхождение от Йоруба. Также данный термин относят к почти утраченному ныне Течению Кандомбле Шамба северных областей Бразилии (Пернамбуку, Алагоас), более известному как северо-восточный культ Шанго (который происходит от народов Йоруба). Однако отождествление Йоруба и Наго не совсем верно. В прежние века французы, а затем и португальцы, называли термином «Nago» любые народности, говорившие на диалектах родственных йоруба. Но в действительности, народами, породненными одной Традицией и диалектом «nago», были племена Ана, Оори, Ифонйин (Ifonyin), Авори. У данных групп существовали религиозные воззрения отличные от религий народов Фон и Йоруба (правда с течением времени произошла значительная синкретизация верований). При этом, как утверждают исследователи, «наго» не является самоназванием вышеуказанных племен. Слово «наго», как говорят, произошло от слова аnago, которое на языке Фон означает «грязный» (или «не внушающий доверия»). Племена называемые «Наго» проживали на территории от юга Кету до южного побережья Бенина, гранича с Дагомеей на западе и нацией Эгба-эгбадо на востоке, и находясь, таким образом, точно посредине между Дагомеей и Империей Ойо. В Бразилии было принято прибавлять слово «Nago» к названиям других народов входивших в Ойо, и это означало, что данная нация включала элементы верований Жэжэ (напр. - Jeje-Egba). Религия Наго содержит элементы верований народов и Эве-Фон и Йоруба. Божества Наго именуются Водун. Племена Наго говорят на языке, представляющем собой своеобразную смесь йоруба и djйjй (дагомейского). В Бразилии Наго происхождение также именуют Jejй-Nagу или Наго-Водун, дабы иметь возможность отличать его от других йоруба, которые также именуются Наго. От Традиции Наго в Бразилии произошли Культы Шанго, Батуке (именуемый также Ойо-Ихэша (Ижеша) и распространенный в Рио Грандэ ду Сул) и некоторые другие. От Наго ведет своё происхождение Кандомбле Наго или Anagу. Данное Течение имело ряд подвидов в Бразилии, содержащих, наряду с методами Наго, элементы верований других народов: а) Жэжэ (Jeje-Egba; Gege-Eba; Nago-Egba). Как видно из этих наименований, верования данного Течения включают элементы Наго и Эгба. Распространена в штате Пернамбуку. б) Жэжэ-Ойо (Jeje-Oyo; Gege-Oio) – включает верования группы Наго с элементами африканского Эгбе Шанго. в) Жэжэ-Хэша - включает верования группы Наго, с элементами африканского Эгбе Ориша народа Ихэша. Тоже обнаруживается и в Традиции Жэжэ-Ифон.Эве-ФонКандомбле Жэжэ – представляет собой Религию Народов Фон и Эве. Диалект djeji являлся языком Дагомеи (современные Того и Бенин), объединявшим различные Народы – Фон, Аджа-Эве, Ула (Hula), Уеда (Hueda), Маи (Mahi) и др. Во времена существования государства Дагомея (от «Dan» - «Священная Змея» и «Home» - «Земля»), существовали следующие племена jeje – Маин (на востоке, недалеко от Кету), Салува (Savalu, Save) на юге, Абомеи (на западе), Ашанти (на севере). Также в Бразилии к народам Жэжэ относили племя Нупэ (Nupe), враждовавшее с Йоруба, и прозванное последним – tаpas («непокорные»). Данные племена (Фон, Эве, Мина, Маи и др.) поклонялись Духам Водун (многие из которых происходят от Ажуда), но в основном их верования представляли собой синкретизм культа Водун и Ориша. Само слово «Jeje» имеет йорубанское происхождение (от «аdjeje») и переводится как «иностранец» (по другим источникам, слово jeje происходит от слова Аджа). Не существовало такого народа как Жэжэ. Это наименование Йоруба дали вышеуказанным племенам, поскольку соседствовали с ними. Кандомбле Жэжэ представлено в Бразилии как Жэжэ-Маин (Jeje-Mahin) в Байи и Жэжэ-Мина (Jeje-Mina) в Мараньян. Божества Кандомбле Жэжэ именуются Водун. Используемая система предсказания – Фа/Афа выполняемая Бокуно (Bokuno; Bokonon; синоним Бабалаво). Системы Фа (Vodun-fa) народа Фон, Афа народа Эве и Ифа Йоруба имеют отличия, хотя и происходят из одного источника. Ритуальный язык Кандомбле Жэжэ – Fongbe (Эве-Фон). Многие рассматривают Нану Буруку (или просто Buku) как высшее Божество дагомейского пантеона. Считается, что именно от этого Духа произошла Маву, женский аспект Создателя, который объединившись с мужским аспектом Лиза, и образовал «гермафродитное» Божество Маву-Лиза (обладающее характеристиками, схожими с Одудува Традиции Йоруба). Традицию Жэжэ иногда также называют Arara-magino. Кубинская форма гаитянского Воду тоже известна как Арара. Слово Аrara (и термин Rada гаитянского Воду), как полагают, произошло от слова Alada (Allada, Alladha, Arada) - названия города-порта в бенинском заливе, из которого вывозились рабы, в то время, как слово magino – это деформированное название племени Mahi (magi). Соотношения Пантеонов Течений Кандомбле
Кроме всех вышеуказанных народностей, оказавших влияние на формирование различных Течений Кандомбле в Бразилии, необходимо упомянуть еще две группы «племен» также внесших свой вклад в формирование афро-бразильских Традиций: Группы МинаМина – это не название какого-то конкретного племени или народа, но означало место в районе т.н. «Золотого Берега», порт, откуда происходила транспортировка рабов. Поэтому к оригинальным наименованиям племен присоединялось слово Мина, дабы знать из какого порта они прибыли - minas-nagуs (распространены в штате Мараньян); minas-jйjйs (культ «Мина Жэжэ» впервые был установлен в Мараньяне рабами Фон из Абомеи в 1976 году); minas-popу; minas-аshanti и т.д. Народ Попо, группы Йоруба, также часто именуют в Бразилии Мина. Кроме того, в Бразилии слово «Мина» относилось к обозначению рабов, происходивших из Берега Слоновой Кости и Ганы. Среди племен, группировавшихся под данным именем, было племя Акан, основавшее государство Ашанти (позже это название царства стало использоваться как имя племени). От племени Ашанти произошло Фанти (они обычно объединяются в форме «Ашанти-Фанти»). Они известны также как Арара и Эве. Группа МалеТерминами Мале (Male) и Мусуруми (в Рио-де-Жанейро также - Алуфа) называли всех африканских рабов, испытавших мусульманское влияние или исповедовавших ислам. Термин Мале означал, как правило, мусульманских африканцев Западной Африки. Само слово Мале происходит от названия существовавшей ранее империи Мали, основанной племенами Малинке или Мандинго, позднее подчиненными людьми fulanis («арабскими» африканцам), навязавшими им ислам. Мандингу синкретизировали свои собственные религиозные и магические практики с исламом. Словом Musurъmi называли всех «арабизованных» африканцев, к которым, в частности, относятся народы - Фуланис (или Пеул) из районов Сахары; Малинке (Мандинго), владевшие методами очень сильного «черного колдовства» (это привело к тому, что слово мандинга стало использоваться как синоним «колдовства», «дьявола»); Ауса (Haussas) – кочевники, также происходящие из районов Сахары; Фула-Ауса (Fulas-Haussas) – из северной части Нигерии, соседи и враги Наго-Йоруба; Shirazis (или Суахили) – народы восточных берегов Африки (Мозамбик и др.), долгое время воевавшие с португальцами Происхождение Кандомбле Анголы-КонгоКандомбле Анголы – Традиция в Бразилии, ведущая свое происхождение от народностей Банту. В Бразилии иногда выделяют в отдельные Течения верования различных африканских районов, где проживали племена банту: Ангола, Конго, Шамба, Касанже, Луанда, Кабинда, Омулуко, Мозамбик и т.д. Иногда говорят лишь о трех Течениях – Ангола, Конго и Камбинда, отмечая, что два последних почти полностью поглощены Кандомбле Анголы. Ритуальный язык данной Традиции – кимбунду и киконго. В данном Течении почитают также Духов бразильских индейцев (Кабоклу), что дало происхождение другой Традиции – Кандомбле Кабоклу. Банту – термин, обозначающий не конкретное племя или народ, а языковую группу, и обобщает все племена, происходящие с территории современного Конго, Анголы, Замбии, Габона, частично от Зимбабве и Центральноафриканской Республики, Экваториальной Гвинеи и Уганды, Руанды, западной Танзании и Мозамбика (Мотембо, Мумбона, Мусумби, Мумбала, Мондонго, Кабенда, Майомбе, Масинга, Бангела, Лоанго и т.д.). Группа Банту подразделяется на следующие основные подгруппы: а) Ангола – группа, сформированная народами, находившимся под управлением одного из королей племени Ндонго по имени Нгола Нбанди. Его царство называлось Нгола. Ранее племена данного царства находились под управлением царства Конго, но борьба, которая велась народами Конго против португальцев, ослабила данное царство. Атака Нгонду с северо-востока, привела к отделению части территории Конго и образованию отдельного государства. Некоторые племена, формирующие группу Ангола: Эреро (Hereros). Их высшим Богом был Njambi Karunga, Нкиси Моря, который может быть сравнен с Ошалой и/или Йеманжей (в Бразилии он смешался с Калунга Мбунду). Имбангвала (или Kasanjes). Данный народ, вместе с Мбунду, оказал большое банту-влияние на верования Бразилии. Рабы этих народов «провели» синкретизацию Нкиси с Ориша.Мбунду – племя, принесшее в Бразилию один из самых распространенных диалектов банту – кимбунду, а также веру в Нкиси чумы и засухи, живущего на кладбище – калунга Нгомбе («Смерть Скота»). Кладбище для Мбунду представлено двумя местами – Священным Лесом (где хоронят умерших) и Море. Мбунду также верили в Aluvaia, Духа, который мог являться как в мужском, так и женском обличье, и позднее синкретизированного с Эшу. Мбунду принесли в Бразилию первые корни Кимбанды и Кандомбле Анголы. Овимбунду Матамба Ндонгоб) Конго – группа, сформированная всеми народами, находившимися под властью Маниконго (короля Конго). Кроме того данный термин относится к обозначению тех африканцев, которые, принадлежа племенам не находившимся под защитой и юрисдикцией Маниконго, были проданы самим королем Конго португальским рабовладельцам (что имело место до начала войны между Конго и португальцами). Поскольку эти рабы сажались на судна рабовладельцев с берега Конго, их называли congos. Некоторые племена, именуемые в Бразилии «Конго»: Конго – племя, правившее и получавшее налоги с остальных племен подчиненных Маниконго. Согласно вере банту, первый король Конго был первым Богом и первым человеком, по имени Нзамби Мпунго, от которого происходят другие племена. По истечении некоторого периода правления на земле, Нсамби возвратился на небо, оставив на земле 7 детей, которые были первыми королями семи главных племен, сформировавших государство Конго. Старшего сына звали Тата Аконго, и его потомками были Конго. Кабинда (Бойо; в Бразилии – cambinda или cambina) – вассальное царство, располагавшееся на юго-западе Конго и занимавшее анклав Кабинда и часть северной территории современной Анголы. Царство короля данной территории (по имени Тата Кабинда) было сформировано двумя племенами Лоанго и Каконго, в основном моряками и рыбаками. Когда царство Конго было атаковано племенем Нгонду, Кабинда отступили к северу. От Кабинду произошло почитание Нсаси и Gerere (защитника рыбаков). Балуба или Луба (называемые также «lobas», и кого испанцы знали как «lubolos»). Луба и Лунда формировали царство Мвата Йамбо (Mwata Yambo – имя их короля). Балунда или Лунда, как говорят, произошли от Danda Lunda – первой их царицы и матери, которая затем тала Нкиси и живет в реке. Нгойо Куба Майомбе. Карибав) Гинэ (Guine) – племена банту, происходящие их Экваториальной Гвинеи, португальской, а затем испанской, колонии. Главными племенами были Бенга и Фанг. Кроме того, словом «Guine» называли рабов, происходящих из португальской колонии Guinea (современной Гвинеи-Бисау), которые принадлежали, в частности, племенам: Мандинго (не обращенными в ислам), Баланта, Фулбе и Манжако (Манхако; Manjacos). г) Бенгела, Луанда и Мозамбик – данные термины не обозначают отдельные племена, а представляют собой названия портов в Анголе (два первых) и Мозамбике, из которых транспортировали большинство рабов группы банту. Рабовладельцы, таким образом, могли дифференцировать рабов, называя именем порта всю группу людей прибывших оттуда.
Автор: Ernesto Domingo Embembo
|