РазделыОриша Патаки Направления Статьи Интервью |
Иерархия в Ифа-ЛукумиВ Кубинской Традиция Ифа-Лукуми, как и в любой другой, имеющей африканское происхождение Традиции, существуют четко установленные уровни инициации (ранги духовенства). Всю иерархическую структуру в Ифа-Лукуми можно разделить на две категории: Оша-инициации (инициации Сантеро) и Ифа-инициации (инициации Священников Ифа). ОшаНачальные уровни1) Элеке (Eleke, Ilekes) – первый уровень инициации, представляющий собой получение Священных Ожерелий Ориша. Вначале, как правило, вручают ожерелья четырех (или пяти) Ориша – Элеггуа, Обаталы, Ошун, Йеманжи, Шанго. Затем – ожерелья еще трех Ориша (Огуна, Ойи, Элеггуа, Бабалуайе), так чтобы человек имел общим счетом 7 ожерелий (примечание: здесь возможны варианты как по числу, так и по видам Ожерелий). Человек получивший Ожерелья может именоваться Омо Элеке или Алейо. Ожерелья передаются в ходе особой церемонии, и поэтому нет достаточных оснований считать получение Ожерелий по почте надлежащим способом их вручения. 2) Айягун (Ayaguns) – это второй уровень инициирования. Здесь человек получает Воинов: Элеггуа, Огун, Ошоси и Осун. Получивший четырех Воинов иногда именуется Ayagun Ti Ocha. Человек имеющий Воинов и Ожерелья может именоваться Хекигбойе (Jekigboye). Обычно считается, что Ийалориша (женщина-священник) не вправе давать Воинов (поэтому иногда они дают т.н. Eleggua Espiritual). Ранее было принято, что Воинов может давать только Бабалаво, однако ныне протокол Лукуми не запрещает получать Воинов от Сантеро. При этом важно отметить, что при передаче Воинов Сантеро дает именно Элеггуа, а не Эшу (который может быть получен только от Бабалаво). Следует отметить, что многие и многие Священники НЕ признают получение Элеггуа, или любого другого Ориша по почте (поскольку требуется личный контакт, церемония представления и т.д.). Священники высмеивают эту практику используя в своих высказываниях приблизительно такие примеры-объявления: «Покупайте наших Ориша!!! Если вы позвоните нам прямо сейчас вы получите Ориша всего за 99,99$, то есть с 20% скидкой! Все Ориша созданы специально для вас, и будут немедленно отправлены вам через Экспресс-Почту (любимый способ путешествия Элеггуа). Вместе с Ориша вы получите подробную инструкцию о том, как молиться ему, кормить его, приветствовать и обо всём прочем, что вам нужно знать. Если вы позвоните по телефону нашей горячей линии в ближайшие 24 часа, - вы бесплатно получите новый и очень острый церемониальный нож! Если вы позвоните прямо сейчас, вы бесплатно получите бутылку свежайшего Омиеро!» Справедливости ради, следует отметить, что получение Lwa Achte (в рамках ГАИТЯНСКОГО Вуду) – вполне законно. Однако и Хунганы не отправляют Папу Легба по почте!!! Жреческие уровни1) Санто Лавадо (Addimu Orishas; Santo Lavado) – подразумевает получение Ориша до Кариоча, или после (выясняется Предсказанием). Термин Addimu Orishas указывает на то, что эти Ориша получаются человеком как «часть» Эбо (Addimu) определенного Оракулом в целях «закрепление» Благословений (Ире) или удаления негатива (Осогбо). Когда человек получает Santo Lavado, ему дается во владение Святыня Ориша, и он получает возможность входить в близкий контакт с полученным Ориша (делать Эбо, использовать Омиеро и т.д., и т.п.). Бабалаво не вправе давать Ориша через церемонию Санто Лавадо (как и через церемонию Кариоча). Иногда человек получает Санто Лавадо до Кариоча и тогда это рассматривается как подготовка к Кариоча. Человек умиротворяет Ориша и, таким образом, «мобилизует» все ресурсы чтобы получить Кариоча. Если человек получает своего Опекуна-Ориша в виде Санто Лавадо, это не рассматривается как эквивалент Кариоча. Следует отметить, что если Ориша-Опекун человека Ошун или Шанго – необходимо делать Кариоча, поскольку эти Ориша не принимают Санто Лавадо. Церемония Санто Лавадо – это «более легкая версия» Кариоча. Она продолжается один день и не требует бритья головы и последующего соблюдения церемониальных табу в течение длительного времени. Получивший Санто Лавадо, но не имеющий Кариоча, не вправе консультировать других и т.д. Преимущественно данная церемония предназначена для людей имеющих в этом нужду (по состоянию здоровья и т.п.) или для тех кто хочет стать Бабалаво. После Кариоча, обычными Ориша даваемыми как Санто Лавадо являются Эринле, Олокун, Обба, Ориша Око, Бабалу Айе, Ойя и др. Человек получивший Санто Лавадо может именоваться Абориша. 2) Ийаво (Iyawo или Иворо) – инициированный в Ориша через церемонию Кариоча (иногда называемую Содо Ориша и т.д.). Церемония Кариоча НЕ может быть проведена священником в одиночку. Важное значение имеет присутствие как минимум трех Сантеро на церемонии – Крестного Отца/Матери, Ayubonna («Второй» Крестный Отец) и Италеро, который будет реализовывать Ита (Чтение Дилогун). Существуют ограничения на полномочия Бабалориша в Кариоча – Священники Йеманжи не могут выполнять Кариоча на ребенке Ойи и т.д. Заблаговременно перед Кариоча выясняется Ориша-Опекун человека. Это делается либо через Дилогун, либо через Предсказание Плантэ (проводимое минимум тремя Бабалаво использующими Оракул Ифа). Как говорят отдельные источники, церемония Кариоча должна проводиться после церемонии Руки Орулы (т.н. Onifa, Icofa, Awofaka), представляющей собой выяснение Ориша-Опекуна данного человека, проводимого Бабалаво. Действительно, нужно признать, что наиболее «правильным» способом выяснения Ориша-Опекуна человека является использование Оракула Ифа. Однако ныне на Кубе (как и в других странах) в большинстве случаев признается законность использования Дилогун вместо Ифа (т.е. ныне нет абсолютной нужды прибегать к услугам Бабалаво). Если вы ребенок какого-либо Ориша (т.е. если некий Ориша – ваш Опекун), вы можете быть «коронованы» (инициированы) им. Данная церемония инициации называется Кариоча. Но некоторые Ориша не инициируются прямо на голове (ввиду разных причин – утраты ритуалов, особенностей Течения и т.д.), а даются «через» другого Ориша. Эта церемония называется Оро Па. Например, если вам предназначено быть священником Аганью, вы инициируетесь как Шанго с «оро» для Аганью. Имена тех Ориша, которые были даны в ходе церемонии Оро в титуле священника пишутся через дефис с приставкой Омо («ребенок») – Омо-Инле; Омо-Бабалуайе и т.д. Не существует, однако, четко определенного списка Ориша, которые «даются» исключительно через Оро Па, поскольку те из них, что даются через Оро Па в одних Храмах, вполне могут короноваться напрямую в других Домах. За день до церемонии Кариоча проводится ритуал ebbу de entrada, как очищение и последнее подтверждение того, что с предстоящей инициацией все в порядке (выясняются некоторые нюансы). Церемония обычно длиться одну неделю. В ходе церемонии у инициируемого сбриваются волосы, проводится matanzas (жертвоприношение животных) и т.д. В середине церемониальной недели проводится Ита (Предсказание) для новичка, по результатам которого все полученные сведения фиксируются в особую записную книжку (Санто Либрета), которая будет являться руководством для инициированного в течение года после Кариоча. На этом этапе выясняется второй Ориша-Родитель человека (если он инициирован мужским Ориша – выясняется Мать, если женским – Отец). Выясняются также Дороги каждого Ориша относящегося к данной личности. Санто Либрета содержит подписи всех Священников, участвовавших на церемонии как свидетели. Пройдя церемонию Кариоча, Священник вправе осуществлять консультирование «прихожан», иметь крестных детей, давать ожерелья и т.д. В течение продолжительного периода времени после инициации (3-12 месяцев), Священник должен соблюдать ряд табу и ограничений (он не должен брать что-то из рук людей, должен носить головной убор, кушать на земле и только ложкой, воздерживаться от секса, не стричься и т.д.). Если Ориша человека - Элеггуа, он может называтся - Elelegba (Священник Элеггуа). Для других Ориша прибавляется Ol или Olo непосредственно перед именем (Olobatala, Oloshun,Oloya, Ologun…) Для т.н. «не коронуемых» Ориша прибавляется Omo («ребенок») перед именем, через дефис (например Omo – Ibeyi, Omo – Aina, Omo – Babaluaiye, Omo – Inle). Если Ориша данного человека Йеманжа или Шанго, прибавляется Oni (Oniyemaya, Onishango). В случае, когда Ориша человека «не смог» быть выясненным, человек считается ребенком Обаталы, поскольку Обатала – Владелец всех голов. Часто и мужчин и женщин, находящихся на ранних стадиях инициации, называют Абоку. Иногда термин «Ийаво» относят к новичкам (недавно принявшим инициацию), а термин Иворо – к Священникам еще не инициировавшим кого-либо. Но чаще всего Ийяво именуется инициированный священник в течение одного года и семи дней после инициации (в этот период священник должен соблюдать ряд ограничений). 3) Олоша (Олориша) - через год после инициации Ийаво считается Олоша. Олоша уже может инициировать в Ориша и давать Воинов. Олориша - тот, получил секреты своего Ориша. Они не считаются полными Олоша до тех пор, пока не пройдут ряд «подтверждающих» церемоний-представлений через определенные промежутки времени после инициации (последняя – через год). 4) Пиналдо (Pinaldo; получение Obe Ogun, Ножа) – иногда это рассматривается как «подтверждение» церемонии Кариоча и как установление защиты для Олоша. Pinaldo – это не столько иерархический ранг, сколько церемония вручения ножа, дающая право приносить в жертву четырехлапых животных. 5) Бабалориша (Бабалоша; женщина – Ийалориша, Ийалоша) - Олоша посвятивший кого-либо в Ориша (т.е. имеющий по крайней мере одного крестника). Не все Олоша могут делать это, т.к. некоторые запрещены к этому их первоначальным Чтением-Ita. Иногда проход на Бабалоша подразумевает некоторые незначительные церемонии. Хотя Пинальдо строго говоря не обязательно иметь, все же в некоторых Домах отмечают, что Бабалориша следует иметь Пинальдо. 6) Ориате (Oriate) – высший доступный ранг в иерархической структуре Лукуми. Человек может быть Олориша и Ориате одновременно. Некоторые говорят, что Ориате должен иметь Пинальдо. В некоторых домах существуют особые церемонии «посвящения» в Ориате. Синоним термина «Ориате» - «Италеро», который указывает на то, что данный Священник – специалист в использовании Оракула Диллогун. Ориате – мастер и начальник всех крупных церемоний Лукуми. Он – Закон Игбоду. 7) Алагба (Алагба лагба) – Священник, имеющий много лет опыта и большое количество крестников. Людей имеющих частичное (начальное) посвящение в Лукуми часто называют Омориша, а инициированных последователей Лукуми – Абориша. И тех и других часто называют просто Сантеро. ИФА1) Омофа (или Онифа) – «предначало» Ифа (инициация – Авофака, Аво Фа Ка - также иногда называется сам инициированный). В Омофа может посвящать только Бабалаво. Чтобы получить инициацию Авофака, необходимо иметь Воинов. Часто они вручаются на одной церемонии вместе с Авофака. Инициация женщины (а часто и сама инициированная женщина) называется Икофа (Ико Фа), и в результате ее женщина становится Апетеби, помощницей Аво (женщина со специальными полномочиями иногда называется Iyanifa). Нет необходимости проходить все уровни инициации Лукуми, чтобы получить возможность инициироваться в Ифа (достаточно иметь Воинов). 2) Бабалаво – Священники Ифа (Орунмилы). Бабалаво – Высший и наиболее уважаемый Титул в иерархии Ифа-Лукуми (хотя существуют степени и среди самих Бабалаво – Awo Keke, Awo, Asawo, Aro, Odofin, Oluo, Aragba, Olofin Igba Oddun). Хотя обычно (на Кубе и в США) люди становятся Бабалаво просто в результате полученной инициации, это не является общепризнанным. Сторонники традиционной Религии Ифа подчеркивают, что получив данную инициацию, человек становится лишь Аво Ифа, в то время, как Титул Бабалаво является почетным Званием, которое не может быть «куплено», но должно быть заслужено. В исключительной прерогативе Аво (Бабалаво) находятся все инициации в Ифа, и их не вправе проводить Олориша или Ориате. Бабалаво вправе давать Воинов (раньше это находилось в его исключительной компетенции). Сегодня Воины могут быть получены также и от Сантеро (но иногда говорят, что Осун должен быть получен только от Бабалаво). Человек может стать Аво Ифа, когда с помощью Оракула определяется, что данный человек «принадлежит» Орунмиле. Однако бывают случаи, когда человек получает вначале инициацию какого-либо Ориша (Кариоча), а после некоторого промежутка времени – инициацию в Аво. В этом случае такой Аво именуется Олуво (Olъo или Olwу; иногда, впрочем, степень Олуво относится просто к опытным Бабалаво). Признано, что Бабалаво имеет «ключ» к Аше всех Ориша. В Африке, как подчеркивают многие священники, если Бабалаво был представителем конкретного Ориша, он не перестает быть его представителем, даже если инициировался в Ифа (т.е. если это Олуво, то он принадлежит также тому Ориша, который был «дан» ему при первой инициации). В Африке нет запрета для Бабалаво проводить инициации в Ориша, однако на Кубе и в других странах, Бабалаво (в т.ч. Олуво) не вправе проводить церемонию Кариоча и Санто Лавадо. Поэтому, в последнее время многие кубинские и американские священники специально едут в Нигерию, и получают там инициацию в Ифа. В этой связи некоторые авторитетные Олориша указывают, что те индивидуумы Лукуми, которые инициируются в Африке, хотят получить все преимущества из Лукуми инициации Ориша (особенно - венчать Ориша), Нигерийской инициации Ифа (сохранить право проводить Ориша-инициации) и Лукуми Ифа (хотят быть принятыми в Лукуми Игбоду, Храмах), но не хотят соблюдать каких-либо ограничений. Возвращаясь из Африки, они начинают практику, не относящуюся к полномочиям Бабалаво кубинской Традиции (в том числе инициировать в Ориша). В этой связи, Совет Ориате Кубы в своем Определении от 8.10.2004г. четко указал, что registro de entrada (консультация проводимая до церемонии), ebbу de entrada, envнo de la hierba (часть церемонии связанная с травами), matanzas, и «послеинициационная» консультация – вот полный перечень фактических полномочий Бабалаво на церемонии Кариоча. Совет Старших Священников Кубы, в своём Определении, помимо прочего, также подчеркyл, что: а) Бабалаво не вправе проводить церемонию Оша (Кариоча). б) Не верно считать, что Бабалаво может проводить все ритуалы Сантерии. в) Бабалаво не вправе использовать Оракул Дилогун. г) Мнение, что Бабалаво единственный проводник, или ответственный в церемониях Сантерии - не правильно. д) Бабалаво – Священник-Предсказатель, и как таковой должен уважаться, пока он уважает различные иерархии в пределах Сантерии. Формирование роли Бабалаво в церемониях кубинской Традиции основано на истории. И все исторические изменения в методах Лукуми должны уважаться и соблюдаться. Нарушение протокола Лукуми, выражаясь словами одного священника, будет «пощечиной нашим Старшим, нашим убеждениям и самим нашим Ориша». Если церемония Ножа (Пиналдо) – «новая» практика, то ныне – это СТАНДАРТНАЯ практика и потому она должна соблюдаться (в кубинской Традиции существует специальная церемония получения Ножа не только для Сантеро (Пиналдо), но и для Бабалаво – Kuainado). Казалось бы спорным остается вопрос: может ли Сантеро, инициировавшийся затем как Бабалаво в Нигерии, продолжать (по возвращению на Кубу) осуществлять свои функции как Сантеро. Однако в контексте Определения Совета Ориате Кубы от 8 октября текущего года, ответ на данный вопрос представляется отрицательным. Спрашивается, почему Бабалаво (который вправе венчать Ориша в Африке) не может делать тоже самое на Кубе? Ответ очевиден: Лукуми – совершенно определенно является ДРУГОЙ Традицией. Таким образом, если кубинский Сантеро едет в Африку и становится Бабалаво, он конечно же сможет практиковать Африканскую Традицию (включая полномочие по Коронации Ориша) на Кубе, но, очевидно, больше не вправе идентифицировать себя как последователя КУБИНСКОЙ ТРАДИЦИИ ИФА-ЛУКУМИ. Он становится Священником Африканской Традиции Ифа-Ориша, и коль скоро он будет придерживаться протокола этой Традиции, он не сможет позиционировать себя как Священника КУБИНСКОЙ Традиции (ввиду нарушения её протокола). Если же инициированный в Африке Сантеро хочет практиковать кубинскую Традицию и далее, он, очевидно, будет обязан держать методы кубинской Традиции и методы Традиции Африки четко отдельными друг от друга. Необходимо также отметить, что встречаются Дома в Диаспоре, которые вообще не признают инициации полученные вне их Традиции. Неверно, однако, утверждать, что Бабалаво вообще не вправе давать Ориша. На Кубе Бабалаво дает, например, Олокун. Кубинские Сантеро, впрочем, также дают Олокун. Таким образом этот Ориша (как и Воины) может быть получен как через Ифа, так и через Дилогун. Вручая воинов Бабалаво дает Эшу, в то время как Сантеро дает Элеггуа. Эшу полученный от Бабалаво – индивидуален, и не предполагает его использования для помощи другим лицам. Эшу Бабалаво не «входит в голову» и не порождает других Эшу. На Кубе Бабалаво вправе давать также Одудуа, Оде, Ориша Око, Ибежи и некоторых других Ориша (многие из которых могут быть даны и Сантеро), однако такие Ориша, как Обатала, Шанго, Йемайя, Ошун, Ойя и т.п. в соответствии с кубинской Традицией должны быть получены только от Сантеро. Церемонии Кариоча и Санто Лавадо (при том, что НЕТ других аналогов этих церемоний), также во всех случаях могут быть проведены только Сантеро.
Автор: Ernesto Domingo Embembo
|