РазделыОриша Патаки Направления Статьи Интервью |
Одинани (Традиция Народа Игбо)Происхождение проживающего в Нигерии Народа Игбо («обитателей леса») до конца не изучено. Данная проблема усугублена также тем, что некоторые люди Игбо не рассматривали других Игбо как таковых. Например, Mbieri не считали людей Onitsha как Игбо. И наоборот, некоторые группы Onitsha, прослеживающие свое происхождение к Бенинскому Королевству, использовали в недобром смысле выражение 'nwa onye Igbo’ (Игбо человек) по отношению к Игбо. Соседями Игбо были Народы Efik, Ibibio, Yako и Ekoi. Люди Игбо проживают преимущественно в юго-восточной части Нигерии. Игбо имеют общие границы с Igala и Idoma на севере, Ijaw и Ogoni на юге, Yako и Ibibio на востоке, Bini и Warri на западе. Существует пять культурных под-областей культурной области Игбо:
(1) восточные или Cross River Igbo В то время, как люди Йоруба могут быть обнаружены в Буркина-Фасо, а хауса – в Чаде и Нигере, Игбо не могут быть обнаружены практически нигде кроме юго-восточной части Нигерии. Игбо, как и Yoruba, Edo, Igala, Ijo, Idoma говорят на языковом семействе Ква. Игбо – третий по величине Этнос Нигерии. Он уступает в численности только Народам Йоруба и Хауса. Кардинал Arinze - первый и единственный африканец-кардинал, который на недавних выборах Папы Римского имел реальный шанс стать Папой, принадлежит именно Народу Игбо. Религиозная философия ИгбоПонятие Odinani содержит в себе больше смысла, чем понятие религии. Odinani определяет культуру Игбо (odinala), традицию (omenala), принцип этикета (ugwu na nsopuru), обычаев и наследия людей (odibendi). Традиционное понимание мира Игбо религиозно и целостно. Религия является основной философией Игбо, а философия религией. Люди Игбо (Ndiigbo) не обращают в свою веру. Религия является делом личным: "Mu na Chi m" («я и мой Бог»). В Игболенде религия не организованна и не централизованна; это – Традиция. Подобно исламу, это – образ жизни. Космос Игбо состоит из 4 сложных элементов: "Okike" (Творение), "Alusi" (Сверхъестественные Существа), "Mmuo" (Дух) и "Uwa" (Мир). Uwa делится на "Igwe" (Небо) и "Ala" (Землю), где живут "Mmadu" (люди) Chukwu (Бог Игбо)Для Игбо, философия без Бога, являющегося Первым Философом – никакая не философия. Поэтому для Игбо является невероятным иметь религию без философии. Для Игбо, философия без Бога походит на дом без крыши. Философствовать есть ли Бог или нет, и приводить аргументы за и против этого – самая абсурдная вещь для Игбо. Игбо – глубоко религиозные люди, которые верят в доброжелательного Творца, обычно называемого Chukwu (Chiukwu, Chineke, Obasi di n'elu и т.д.) который создал видимую вселенную (uwa). Его именуют Chi-Ukwu (Большой Бог Chukwu), Chukwuka (Высший Бог), Onyekachukwu (Кто Больше Чем Бог), Ifeanyichukwu (Ничто Не Вне Власти Бога), Chukwunweike (В Боге Вся Сила). Бог олицетворяет два главных принципа: Сила Chukwu постоянно ищется в устных молитвах. Бог является главным почетным гостем на любом традиционном фестивале или ритуале Игбо и окончательным получателем жертв (даже при том, что Он не имеет никакого сложного культа на земле Игбо). Публичные алтари и ритуалы в честь Chukwu, хотя и не сложные, действительно существовали в некоторых традиционных подкультурных единицах Игбо, таких как Ihembosi, Okija, Ihiala, Aji, Nsukka и Ututu. Там же где Chukwu не имел никакой особой святыни, и жертвы делались не непосредственно к Нему, Он все же рассматривался как окончательный получатель всех жертв, сделанных Божествам. Христиане в глазах Игбо выглядят как восходящие (elu-igwe) в местожительство 'Chukwu' на небо. Chukwu – основа религиозной философии Игбо. Даже при том, что люди приносят жертвы Духам, которые весьма часто их подводят, Бог рассматривается как «последний порт захода». Существует высказывание Игбо: I makwa na Chukwu no («Don't you know there is God?»), которое относится к людям думающим, что они могут сделать нечто незаметное для Бога. Понимание Бога Игбо в терминах абсолютности, творческой силы, как источника происхождения человека, как защитника, когда все другие средства оказались бессильны, является первоначальным в философии Игбо. История Игбо говорит, что происхождение людей началось в Игболенде, когда Бог (Chukwu) сотворил первых людей Eri и его жену Nnamaku и послал их на землю (в Aguleri). От этих людей произошли первые кланы Игбо - Umueri и Umunri. Как гласит Предание Игбо, Бог некогда был близок к людям, но затем вознесся на небо, т.к. женщина имела обыкновение тыкать ее пестиком в небо при измельчении её foofoo поздно ночью и это волнение вынудило Бога отдалиться. Поэтому возникли такие выражения Игбо, как: Mmadu bu chukwu a na afu anya n'uwa (Человек – Бог в мире) и Madu bu chi ibe ya (Человек – Бог другому человеку). Оба выражения подразумевают, что люди также могут иметь большую жизненную роль, влияя на судьбы других. Alusi (Пантеон Игбо)Alusi – духовные силы, Божества, способные в зависимости от обстоятельств на благословение или разрушение. Они наказывают социальные проступки и тех, кто невольно игнорирует их привилегии. Роль предсказателей – интерпретировать желания alusi, а роль священника – умиротворить их жертвами. Священник может быть призван к духовенству через наследственное происхождение, или выбран специфическим Божеством, обычно после серии мистических опытов. Вот некоторые из этих Божеств: Строго говоря, Игбо не “поклоняются» Божествам. Слово «поклонение» не появляется в теософии Игбо. Термин "ife alusi" (идолопоклонство) – уничижительный католический термин. Никто из Игбо не поклоняется ничему живому или мертвому. Мир Ndiigbo (Людей Игбо) – рынок верований и идей, динамический мир дружелюбных сделок, постоянных изменений контрактов и смена союзов. Противостоит добрым силам agbara, дух или сверхъестественное существо. Иногда слово «агбара» применяется по отношению к людям, дабы описать почти невозможный подвиг совершенный ими. При изумлении от научных изобретений запада, Игбо могут, например, сказать: Bekee wu agbara («белый человек – дух»). Однако Игбо считают, что неправильно именовать какое либо Божество «плохим», а нужно только знать что требуется, как умиротворить Духа и вести с ним переговоры (igo mmuo). Например, Agwu – патрон шизофрении, может быть принужден к помощи одержимым людям. В этом также причина того, почему Игбо не завоевывают и не занимают другие общины (никто бы не знал каких Божеств и как умиротворять). В Пантеон Игбо входят: Ala – Главное Божество Игбо, Богиня Земли, Дух изобилия, опекун этики Игбо, приносящая благосостояние и экономическое процветание. Она - Высшее Божество, после Бога. Мы процветаем на ее физическом проявлении – ala (земле) и получаем жизнь непосредственно из ее благосклонности. Ничто не более благосклонно, чем Uwa (Мать Земля): она обеспечивает флору и фауну, силу гравитации (ikejiani) поддерживающие их, но не ограничивающую свободу перемещения по земле. Она обеспечивает пропитание и кислород и т.д. Самое большое преступление, которое только может совершить человек, это осквернение земли (ilu ani). Anyanwu - Дух СолцаIgwekaala - Дух Неба Amadioha/Kamalu - Дух Грома и Молнии Ahiajoku - Дух Сельского Хозяйства Ikenga - Дух Благосостояния и Индустрии Agwunsi - Дух Предсказаний и Исцелений Imo miri – Дух Реки. Игбо полагают, что большая река имеет духовный аспект и запрещают ловить рыбу в обожествленных реках. Mbatuku– Дух Богатства Agwo – Дух завидующий чужому богатству, всегда в потребности слуг Aha njuku или Ifejioku – Дух Ямса Ikoro – Дух Барабана Ekwu – Дух Очага Существует также множество Божеств являющихся главными в индивидуальных общинах: Ebumiri Umunumu в Mbano, Ofo Itu в Mbaise, Idemili в Uga, Aguata, Haba в Agulu, Nnagwurugwu Isu в Arochukwu, Oha Mmiri Oguta и т.д. Предсказатель у Игбо именуется Dibiaafa (Igba Aja, Ogbaaja). Игбо полагают, что нельзя быть точно уверенным относительно потустороннего мира, поэтому и необходимо вопрошать Предков и Божеств. Предсказание необходимо чтобы ответить на проблемы и загадки каждодневного жизненного опыта. Это механизм, соединяющий наблюдаемые эффекты с их причинами, непостижимыми с помощью здравого смысла. Это – условие решения жизненных проблем. Среди Игбо широко распространены ритуалы предложения продовольствия Духам (itu aka и itu aka ezi). Освящение продовольствия (igo nri) делает его связующим средством контакта человека с Духами. Ndu (концепция жизни)Структура религии неразрывно связана с структурой традиционной жизни Игбо в целом. Мир Игбо гомоцентричен. Хотя Бог – основа религии и философии Игбо, мир и философия у Игбо сосредоточены на человеке. При этом, для Игбо существование человека, его благосостояние и судьба находятся в связи с силами находящимися под, над и вокруг человека. Чем больше человек может управлять природой и силой, тем больше он будет способен наслаждаться защитой, долголетием, прогрессом, успехом и миром с Богом, Духами и Предками. Вселенная, согласно представлениям Игбо, имеет циклический порядок (сменяющиеся сезоны и т.д.), и эта последовательность символизирует гармонию, постоянство и динамизм. Мир Игбо – единый мир тесного взаимодействия духовных и физических факторов. Это и мир духовных существ и мир человека, животных и неодушевленных предметов. Существование человека, его благосостояние и судьба зависят от сил окружающих его. Поэтому при применении своих физических и умственных навыков, человек использует много энергии и изобретательности в попытке выдержать тонкий баланс между различными порядками мира, дабы гарантировать длительное благосостояние жизни его и его семейства. Философия Игбо начинается с его концепции жизни (Ndu). Жизнь – это сознание бытия или существования. Человек (mma ndu) состоит из жизни (Ndu), интеллекта (Uche) и тела (ahu). Когда в человеке нет никакой жизни – он труп (ozu). Функция жизни – поддерживать тело и интеллект в надлежащем состоянии. Насколько жизнь делает это, настолько человек живет человеческой жизнью и способен к познанию. Таким образом источник или происхождение человеческого знания – жизнь. И эта жизнь прибывает от Бога (chinwendu).Для Игбо жизнь – просто подарок (Ndu bu onyinye). Игбо говорят: "Ndu bu Onyinye Chukwu" («Жизнь – подарок Бога»). Рационалисты полагают, что человеческое знание происходит из разума. Эмпирики говорят, что знание происходит из опыта. Кантианцы полагают, что источник знания - разум и опыт. Однако огромный вклад в философию внесли и африканские мыслители. Используя теорию Nduakpunyereuchenaahu, утверждается, что знание происходит из жизни. Человек несет жизнь как подарок, и по сути это – подарок знания. Результатом внутриматочного развития человека является его тело и интеллект, который достигает своей высшей точки в «понимании», которое является человеческим знанием. Это - теория Nduakpunyeruchenaahu. Жизнь приложенная к телу и интеллекту есть то, что именуется человеком, Mma Ndu (совершенство/красота жизни). В традиционном обществе Игбо, человеческая жизнь является священной. Самоубийство рассматривается как самое отвратительное преступление против человеческого общества и любой человек, виновный в самоубийстве, не получает формальных похорон. В большинстве случаев, когда люди были убиты (убийство близнецов или человеческая жертва) Игбо рассматривал это как выполнение религиозного обязательства и для пользы земли, и таким образом жертва отличалась от убийства. Мир Игбо, как уже было сказано, является преимущественно антропоцентричным - Ndu bu isi («сначала – жизнь»). Фактически, традиционное отношение Игбо к Духам и Предкам управляемое, Игбомэн приходит к святыне для определенного материального удовлетворения, связанного с жизнью, потомством и здоровьем. Традиционные молитвы Игбо (Igo ofo) и жертвы являются петициями о благосостоянии. Даже когда жертвы приносятся злым духам, единственная цель в этом – ограничить себя от причинения ими вреда. Игбо постоянно обращаются к предсказанию, традиционной медицине, магии, использованию защитных чар и амулетов, инициированию в секретные культы, чтобы справиться с неуверенностью в жизни, для защиты и прогресса. Бездетность рассматривается как угроза жизни, поскольку это поражает сам корень традиционной первичной ценности – жизни. Таким образом, традиционная религия Игбо обеспечивает людей жизнеспособной системой, с помощью которой они стремятся объяснять, предсказывать и управлять окружающим миром для сохранения жизни. Для Игбо, Бог - жизнь (Chi bu ndu) и Бог имеет жизнь (Chinwendu). Так как мы имеем жизнь, мы имеем часть в Боге. Эта жизненность жизни - источник этики и имеет эсхатологический оттенок. Поэтому африканец чувствует обязанность жить и поэтому же каждый продолжает жить после смерти. Это то место, где греческие философы терпели неудачу. Они были неспособны признать неотделимость интеллекта и тела. Они отделили их, и дали им независимое существование. Для Игбо это доказывает не только тот факт, что жизнь продолжается после смерти, но и что тот же самый человек является ответственным за все совершенное в этом мире. Человек начинающий жить в духовном мире после смерти – тот же человек, который жил в данном мире, и он сохраняет свою полную идентичность. Его жизнь как таковая будет той же самой жизнью, поскольку жизнь никак не затрагивается действием смерти. Поскольку жизнь не затрагивается смертью, в духовном мире человек приобретает просто новую форму тела и интеллекта. Мир Игбо – это мир двух тесно взаимодействующих фактов – материального и духовного. Этот мир – материальное зеркало духовного в различных степенях. Статус в загробной жизни напрямую зависит от статуса здесь на земле. Духовный мир – зеркало человеческого мира с той же топографией и подобной организацией. Положение достигнутое в данной жизни может быть перенесено в духовный мир. Игбо видят существование как ориентированное на будущее. Это обозначается словом 'Nkiruka' – «будущее – больше». Игбо фольклор, мифы и ритуалы выражают веру в воссоединение с предками после смерти. Предки проживают под землей, в Земле Мертвых. В нижнем мире проживают также злые духи (Ala Mmuo). Предки постоянно наблюдают за людьми. Живущие молятся им о хорошем будущем. Говорить плохо о духе предка – против племенного закона. Те Предки, которые хорошо жили, умерли социально одобренными способами и получили должные обряды похорон, проживают в одном из миров мертвых, являющемся зеркальным отображением мира живых. Эти Предки периодически перевоплощаются среди живых получая имя ndichie – вернувшиеся. Те, кто умер плохой смертью и не получили правильных обрядов похорон, - не могут войти в мир мертвых или вернуться на землю. Они блуждают бездомными выражая свою печаль и причиняя вред живым. Игбо различают два типа реинкарнации: Ilua uwa – положительное перевоплощение (поскольку предполагается, что только люди жившие и умершие хорошо имеют право перевоплощаться в положительном смысле) и Ogbanje – повторное прибытие людей, особенно детей, в семейство (это – нежелательное явление). Chi (концепция судьбы)Бог - Творец всего, включая человека, которого Он обеспечивает характером (природой) и судьбой. Эта природа и судьба именуется 'uwa' и 'chi' . Создавая человека, Chineke (Бог) одновременно обеспечивает его характер (природу) и судьбу. Об этой природе и судьбе говорят как об 'uwa' и персональном 'chi'. Каждый человек имеет chi - персонифицированное провидение, которое может быть плохим или хорошим, пребывающее от Бога и возвращающееся к Нему после смерти. Таким образом, когда человек совершает нечто характеризующее его, Игбо говорят bu etu uwa ya di (это – его характер). Идея 'chi' объясняет элементы удачи, благосостояния, фортуны, судьбы присущей индивидууму. Каждый человек рождается с его персональным Chi, защитным духом, сопровождающим человека на протяжении всей его земной жизни.. Chi походит на личного гида, который управляет перспективами человека и определяет его благосостояние. На Chi можно повлиять храбрым или хорошим поведением. Игбо считают, что если человек находится в мире с Богом и Предками, его достижения будут зависеть от него самого. Единственный способ быть в мире с Богом и Предками – нормальная моральная жизнь. Для Игбо существуют три основных жизненных принципа: onye kwe chi ya ekwe; akara aka (akalaaka); lfe si na chi. О первом принципе уже было сказано выше. Второй принцип означает, что линии ладони отражают все, что случиться в жизни человека. Судьба человека выгравирована линиями на его ладонях. Линии на ладонях - "akalaaka" – уникальный код предопределенной судьбы, которая не может быть изменена. Человек не может расшифровать это, но может пустить это под откос. Каждый человек имеет много свойств, но одно всегда более явно. Найти его значит найти свою судьбу. Тот, кто следует за своей судьбой – преуспевает, а кто не следует – сходит с рельсов. Понятие Onyinye (“mmadu abu m») означает, что «вы не можете быть другим человеком, вы уникальны, вы – тот кто вы есть». Каждое существо – подарок Бога миру, обладающее драгоценными свойствами ("onyinye"), начертанными на ладонях. Препятствовать актуализации обозначенного этими линиями может их неправильное чтение, неверное истолкование или недостаток личных усилий. Третий принцип подразумевает вещи, которые уже предопределены до рождения человека. Первый принцип представляет собой нормативную парадигму ведения всех дел в жизни. Второй и третий принципы отмечают предопределенность всего и указывают на взаимоотношение между Chi и личными усилиями человека в общем формировании жизни человека. Если личные усилия прикладываются недостаточно, простое предложение жертвы Духам не обеспечивает достижения результата, даже несмотря на гармонию с Chi. Наличие хорошего Chi должно сопровождаться трудолюбием. Хотя обычно отношение с Chi выражается во фразе: Onye kwe, chi ya ekwe («Если вы решите, ваш Chi согласится» или «Кто верит – достигает»), однако бывает, что если Chi не поддерживает некую цель, усилие может быть тщетным. При этом считается, что Chi, персональный благочестивый опекун, может быть понужден к помощи: "Onye kwe, Chi ya ekwe." Но это зависит от выполнения правил и ритуалов Одинани, - Nsoani. Chi не может потворствовать кощунству (uluani) и отвратительному (aluluani, alu). Игбо редко отступают перед трудностями судьбы, бросая борьбу. Существует высказывание Игбо: Otu egwu mgbagbu adighi eje ogu (Если ты боишься смерти, ты не пойдешь на войну). Таким образом, философско-религиозные представления Игбо делают их активными людьми и не поощряют доктрину фатализма. Omenala (моральный кодекс Игбо)Традиционная доминирующая ориентация Игбо – их большое уважение к этике и боязнь последствий поступков совершенных против Бога, Духов, Предков. Игбо – высокодуховные люди. Предел мечтаний Игбо – прожить хорошую и достойную жизнь на земле, получить надлежащие обряды похорон и наконец воссоединиться с его Предками, которые хорошо жили и хорошо умерли. Эта мечта могла быть достигнута только при условии надлежащей моральной жизни. Игбо имеют сложную систему моральных кодексов регулирующих поведение людей (известных как omenala или omenani), включая экономические, социальные и политические аспекты жизни. Omenala установлен Ala через Ndi Ichie (Предков). Оменала содержат запрещения, которые регулируют человеческое поведение, поддерживают чистоту и жизнь сообщества. Эти запрещения известны как Nso Ala (табу). Ндай Игбо объясняют случающиеся бедствия как следствие загрязнение земли, по причине нарушенной гармонии между человеком, природой и духом. Поэтому сущность этики Игбо – поддержка гармонии. Чистота среди Игбо является основой для блокирования гнева Богов и нейтрализации злых духов. Оменала является не индивидуальным, но общественным сводом правил. Каждый Игбо рожден в сообществе и потому разделяет жизнь сообщества, дух и коллективную ответственность. Взаимозависимость – фундаментальный принцип философии Игбо, поскольку «дерево – еще не лес», но единство – сила (?ha/Igwe b? Ike). Этот взгляд увеличивает дисциплину, уменьшает преступность и гуманизирует отношения в обществе. Игбо имеют два слова для обозначения правды - eziokwu and ezigbo. Первое используется для для обозначения произнесения, высказывания, а второе – для обозначения онтологической или материальной субстанции как хорошей, подлинной или истинной. Игбо выражение правды: ihe mere eme («что действительно происходило»). Неправду или ложь оозначают слова okwu asi и asi. Слова onye okwu asi или onye asi используются по отношению к кому-то кому нельзя доверять, полагаться. Слова asiri или onye ogba asiri относятся к слухам, сплетням или к кому-то, кто их распространяет. Слово ezi, означающее правду может использоваться для квалификации okwu («слова»), чтобы выразить правдивое заявление (eziokwu). Правда играет важную и центральную роль в жизни Игбо. Она синонимично с порядком. Неправда является беспорядком, непредсказуемостью, хаосом. Лгун у Игбо – генератор хаоса. Существуют высказывания Игбо: Eziokwu dika ehihie (efifie). («Правда подобна полудню», т.е. самоочевидна и неуничтожима), Anaghi eli eziokwu n'ala («Правда не может быть захоронена в земле», т.е. она не может быть уничтожена). Хотя - Eziokwu na'elu ilu, «правда жестока (горька)». Все традиционные общества имеют сильную моральную ориентацию на правду. Правда главная составляющая жизни Игбо, и они полагают, что это – то, что дает жизнь любому обществу. Традиционное общество Игбо построено на правде. Правда – основа любого сообщества Игбо. Чем больше тенденция лгать в обществе, тем больше будет социальный беспорядок. Общество говорящее правду является обществом высокого порядка, и наоборот высокий порядок общества увеличивает тенденцию его членов говорить правду. Игбо говорят: Ofo ka ide ji awa ala («Правда и правосудие – содержание жизни»), Ezi okwu bu ndu («Правда – жизнь»). Umunna (концепция демократического общества)Религия Игбо признает личное, индивидуальное спасение, но это существует главным образом для сохранения коллективной жизни (umunna/ikwunne) и сообщества (oha). Игбо говорят: Igwe bu ike («единство/сила – мощь»). В обществе Игбо индивидуальное существование и свобода человека ценятся, однако они сбалансированы основной философией жизни-в-сообществе, в соответствии с Игбо духовной концепцией Umunna/Umunne/Ikwunne. Понятие демократии (oha, umunnakwuru), содержащейся в традиционной философии республиканизма Игбо, глубоко внедрено в умы и жизнь Игбо и воплощено в понятии Ummuna. Перед принятием любого решения, Игбо имеют традицию собираться вместе, чтобы обсудить интересующие вопросы и достигнуть соглашения. Это - Igba izu (консультация), являющаяся основой республиканизма Игбо, называемой иногда философией согласия, единодушия. Таким образом, демократия не чужда Игбо, ибо жизнь Игбо не началась с приходом колонизаторов. Ещё до прихода европейцев Игбо имели философию, установленную структуру правительства, образование и технологию. И в наши дни, Ндай Игбо все еще живут в деревнях и кланах называемых Umunna. Отношения в Umunna или Oha от семьи к уровню клана чрезвычайно тесны, как у Восточных, так и у Западных Игбо. Консультации, согласия охватывают каждый аспект жизни и индивидуума и клана включая брак, образование, похороны. Имеются высказывания Игбо: Ihe anyi kpara akpa («Нечто обсуждено/согласовано»), Igwebuike/oha bu ike («Umunna – Сила»), Umunnakwe («Umunna согласилась»). Понятию Umunna можно дать следующее определение. Umunna - это патрилинейная (родственная по мужской линии) политическая установка, или родственная по мужской линии социополитическая община. Это своего рода децентрализованная демократия с геронтократическим условием (дабы отстранять молодежь от политики до достижения ими своего полного потенциала). "Umunna" включает демократическую легислатуру, законодательный орган, уполномочивающий посланцев на достижение консенсуса по конкретным пунктам. Нет никаких карт-бланш; обо всем договариваются на разовом основании. Демократический дух Игбо проверяет любые возможные излишки, являющиеся результатом старшинства, статуса и достижения. Это усилено принципом Игбо равенства и эквивалентности, фундаментального в демократии Игбо. Ндай Игбо не поклоняются людям. Они даже не имеют санкций против грубых людей. Они уважают людей. Фактически существует большое уважение к старшим в обществе Игбо, но они позволяют людям выражаться. Игбо не допускают грубости со стороны старших. Иногда это ложно трактовали как неуважение к старшим. Однако люди Игбо несомненно уважают своих старших, но обижаются на притеснения и авторитаризм. В период рабства, Игбо, которых морили голодом из европейские владельцы, организовывали восстания, чтобы добыть пропитание силой. Игбо отказались рассматриваться как люди второго сорта. Республиканизм Игбо не означает свободу оскорбить, плохо обращаться или злоупотреблять из-за положения. Историческим фактом является сопротивление Игбо в Нигерии белым людям в течение нескольких лет. Европейцы испытывали особую неприязнь к Игбо, поскольку они были непослушными и непочтительными к членам «расы владельцев». Именно поэтому колониалисты были вынуждены создавать руководителей варрантов и вводить косвенное правление. Эти руководители были установлены для обслуживания интересов белых, дабы помочь им поддерживать «на нужном уровне» Игбо и обслуживать экономический интерес колонизаторов (в т.ч. сбор налогов и урегулирование местных споров). Колониалисты не доверяли традиционным руководителям Игбо и использовали косвенное правление, чтобы удалить и уничтожить законных правителей Игбо. Известно, что Игбо видели себя как превосходящую расу. Король Jaja Opobo рассматривал европейских торговцев и администраторов как своих подчиненных. Arochukwu люди и большинство королевских Принцев Игбо никогда не снимали свои шляпы, не вставали и не кланялись перед британскими колонизаторами, в отличие от многих других африканских народов. Каждое семейство Игбо имеет главу - «отца», и главу имеет деревня, клан и племя. Umunna учитывает полное совещательное и консультативное участие каждого взрослого в принятии решений. Это не только признает свободу и право каждого индивидуума, но и пробуждает «игбонессность», гордость/идентичность Игбо, в каждом человеке Игбо. Это подчеркивает социальную формулу деятельности, единство, порядок и коллективную волю. Когда колониалисты и миссионеры хотели взять детей священников и руководителей и дать им образование, руководители и священники, которые были хранителями Истории Игбо, отказались пойти на это из опасения предательского порабощения. Поэтому «для образования» европейцы получали людей «касты» 'osu', изгоев и слуг. Когда люди этого класса стал образованным, они не имели никакого энтузиазма участвовать в сохранении истории Игбо, ввиду их позорного прошлого. Отсюда и возникла колониальная пропаганда отсутствия истории у Игбо. Характер ИгбоИгбо являются людьми активными, храбрыми, бесстрашными и трудолюбивыми. Игбо – твердо настроенный борец за выживание в конфронтации с окружающей средой. Даже в Новом Свете рабы Игбо считались выдающимися за их способность к тяжелому труду и интеллект. Рабы Игбо были намного более производительными, чем другие, и показывали более высокую степень интеллекта, хитрости (смекалки) и честности. Они демонстрировали большую степень братских отношений меж собой, чего недоставало рабам других наций. Все это привело к тому, что рабы Игбо стали дороже, чем другие, и их владельцы являлись более богатыми и производительными. Ориентация Игбо на достижение является важным аспектом их жизни, но этот аспект очень часто искажается и неправильно толкуется. Много не-Игбо утверждают, что Игбо являются материалистами. Однако епископ Shanaham работавший на земле Игбо несколько лет отмечал, что «средний местный житель полностью удовлетворен окружающей средой…и объясняет жизнь в духовных терминах, а не терминах плоти. Он не является материалистом. На самом деле ничто так не далеко от его мнения, как материалистическая философия существования». Игбо не лелеет деньги больше, чем другие этнические группы. Ориентация на достижение обнаруживается в производительности Игбо, храбрости, странствии в поисках адекватных средств к существованию во всех уголках мира. Динамизм Игбо виден в их истории и психологической структуре самих Игбо и их общества. Другими словами, это – отражение восприятия «Я» Игбо. Во-первых, Игбо опасаются неудачи в жизни. Он верит, что природа обеспечила его способностью подчинить окружающий мир и преуспеть и ему нужно лишь сделать это. Неудачность рассматривается ка проклятие, ужасное бедствие и потому делается все, чтобы избежать этого. Опасение неудачи является двигателем преуспевания, достижения статуса Ogaranya (богатого человека). Во-вторых, Игбо не готов приписывать любую неудачу своему chi. Выражение «onye kwe chi ya ekwe» показывает веру Игбо в возможность достижения успеха. Поэтому Игбо должен иметь все силы на своей стороне. Ориентация на достижение находит свое отражение в культе Ikenga, культе силы, символа личного достижения, героизма и успеха. Игбо любят признание и вознаграждение после тяжелой работы. Люди Игбо верят в достоинство труда (работы) наверное больше, чем любые другие этнические группы в Нигерии, и по этой самой причине Игбо также ненавидят. Существует высказывание Игбо: egbuwa ofia a hu aku («Когда вы очищаете лес, вы видите богатство»). Просящий подаяние Игбо – это новое явление, которое раньше не было известно обществу Игбо. Единственное обстоятельство, которое может побудить Игбо на этот шаг – это когда единственной альтернативой является воровство (Onye aririo ka onye oshi mma). Воровство – ужасное преступление у Игбо, которое может быть наказано смертью. Создание богатства строится на тяжелой работе и интеллекте. В традиционном обществе Игбо вы не можете быть лидером не будучи опытным человеком, имеющим определенные достижения. Игбо сообщество не одобряет бессмысленный капитализм. Umunna делает бурный индивидуализм практически невозможным, столь же чуждым как необрезанный мужчина Игбо. Но Игбо одобряют хорошее использование качеств. Они вознаграждают достижения и ненавидят наследственные титулы. Echichi ("взятие титула") предполагает продвижение свойств человека. Эти традиционные названия более говорят об истории успеха, чем о социальном статусе. Например,"Omemma" – благодетель, филантроп; "Omenka" – человек искусства; . "Ogbuefi" – отвечает за коров (efi); Ochiagha – командир победоносной армии; Ojemba ("авантюрист") – путешествовал к далеким странам и принес знание и т.д. Что касается титула «руководитель» ("Chief"), то это - тупая колониальная чеканка, не имеющая никакого места в религии Игбо. ЗаключениеТаким образом, подводя итог, можно отметить следующие характерные черты религиозно-философских взглядов Игбо: Игбо имеют ясное представление о Боге. Игбо космология выражена в уважении к человеческой жизни и достоинству, уважении к этике, отношении к правде, ориентации на достижение успеха, сосредоточенности на труде, храбрости, чувстве республиканизма с его демократическими ценностями, которое не только признает уникальность индивидуума, но и подтверждает важность Umunna/Ikwunne.
Автор: Ernesto Domingo Embembo
|