Шепот Каури

Вуду

Разделы

Семь сил Африки    
Ориша    
Патаки    
Направления    
Статьи    
Интервью    


    
Главная
Алфавитный указатель
Форум

Сантерия

ВВЕДЕНИЕ

Традиция, известная в современном мире под названием Сантерия, распространена во многих странах мира – Венесуэле, Панаме, Доминиканской Республике, Пуэрто-Рико, Мексике, Коста-Рика, Испании, Канаде, США, Франции, Германии, Италии, Швеции, Великобритании, на Виргинских островах и т.д., ну и, конечно же, на Кубе.

Для обозначения данной Традиции используется несколько названий: Йоруба, Лукуми, Сантерия, Регла де Оша, Айоба (Ayoba). Сегодня все эти наименования равнозаконны и используются как синонимы. Однако так было не всегда.

Термин «Йоруба» в средние века применялся для обозначения населения Империи Ойо (ныне – Нигерия), в которую входили многие племена. Как полагают исследователи, слово «йоруба» произошло из языка Хауса, на котором оно означало «люди Ойо». Данный термин изначально использовался северными соседями Империи Ойо в качестве названия населявших эту Империю Народов. В середине 19 века, термин «йоруба» был принят колонизаторами как официальное название не только Народа города Ойо и его окрестностей, но и всех населявших Империю племен, говоривших на различных диалектах одного языка.

Термин «Лукуми» происходит от йорубанского приветствия Oluku mi («мой друг»), которое европейцы ошибочно приняли за имя племени. В трудах ранних исследователей и ученых для обозначения Йоруба использовались термины Ulkami, Ulkumi, Alkami и упоминается Королевство Oulkoumi (Ulkumi).

Термин «Сантерия» изначально являлся вульгарно-уничижительным, и использовался испанцами для обозначения популярных народных христианских верований, придававших чрезмерное значение почитанию католических Святых (Санто). Впоследствии этот термин был повторно использован испанцами в качестве названия религиозных воззрений рабов Йоруба, которые почитали своих Ориша под прикрытием их католических «двойников».

Термин «Оша» обычно рассматривается как сокращение от слова «Ориша». В своей полной форме данный термин, как правило, используется в виде словосочетания «Регла де Оша» (о происхождении которого будет сказано чуть ниже). Иногда также используется (напр. на «IV Международной Встрече Йоруба в Гаване») более развернутое наименование – «Религиозная Система Оша-Ифа». Следует иметь в виду, что термины «Сантерия» и «Регла Оша» являются абсолютными синонимами, обозначающими одну и ту же Традицию (см. напр. Определение Совета Старших Священников (Ориате) Кубы, где оба этих названия используются как взаимозаменяемые синонимы).

Относительно этимологии термина «Ayoba» нам не удалось обнаружить фактических данных, но можно предположить, что данное слово является сокращением от слова «Yoruba» (с приставкой «А»), подобно тому, как «Оша» является сокращением от «Ориша».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ САНТЕРИИ

В конце 19 – начале 20 веков (около 1900 года) из Матанзаса в местечко Регла (Гавана) прибыл инициированный в культ Ориша, как Священник Ошун (или, по другим источникам, Шанго) Бабалоша Octavio Sama (Baboche), часто именуемый Lorenzo Ciriaco Sama, который, согласно некоторым источникам, позднее инициировался также и в Ифа.

В Регла, Сама знакомится с прославленными последователями Религии Ориша Obalufadei и Tata Gaitan, и становится Obbadimeyi (Дваждыкоронованным).

После этого, он знакомится с чернокожей женщиной (происходящей, по различным источникам, либо из Ойо, либо из Эгба-Эгбадо) Ayai Latuan (Timotea Albear; Ajayi Lewu), порабощенной в Нигерии в 1867 г., прибывшей на Кубу в 1887 году, и оставившей этот мир в 1930-1946 гг. Некоторые источники связывают повторную Коронацию Сама именно с её именем. Передают, что когда Сама прибыл в Гавану, Latuan и Efunshe Warikondo отказались признать его инициацию Ошун, и настояли на повторной Коронации (как Священника Aganju).

Другие источники сообщают, что Октавио Сама, уроженец Сантьяго-де-Куба, был коронован Ошун в раннем возрасте. Согласно этим данным, Октавио в свое время был продан Дону Лоренсо Сама, имя которого, в целях обозначения собственности, и было дано Октавио (в соответствии с бытовавшими в то время обычаями рабовладельцев). Октавио был перемещен в Sabanilla del Encomendador (ныне Bolondron) в Матанзасе, где две Жрицы - Mamalia Sama (Tiyoko) и Margarita Sama (Bangoche Pitiko), не ведая о наличии у Октавио инициации, короновали его как Священника Агайу (и лишь позднее, в день Ита, выяснился имевший место факт коронации Ошун).

Как бы то ни было, многочисленные и вполне достоверные источники утверждают, что, находясь в Регла, Октавио Сама вместе с Латуан принимают решение унифицировать различные и разрозненные религиозные методы Йоруба в единый литургический корпус, который они назвали Регла де Оша.

Будучи созданной, Регла Оша начинает функционировать в форме так называемых «Независимых Монархий», руководствующихся общей, унифицированной процедурой. Каждый Дом (Храм) рассматривает своего Главу (Священника Оша) как Верховного Монарха своей «территории».

Уже в это время начинают появляться первые Ветви (Rama) Оша, опирающиеся на несколько отличные обычаи, но не различающиеся в основном, общем регламенте (протоколе). Согласно некоторым источникам, первыми двумя Ветвями были Los Fushe и La Pimienta. От первых Ветвей возникли все последующие «Субветви» (некоторые из них не сохранились до наших дней):

а) Los Tortilleras
б) Los Egwinyimi
в) Los Culos Verdes (Curo Verde)
г) Los Trapitos
д) Los Chales y Pamelas
е) Los Caracoles y Corales
ж) Los Wiyimiese
з) Del Coral y el Encaje (Guillemises)
и) Millonarios (основанная, по некоторым данным, Rosalia Gramosa, Efunshe Warikondo)
к) Las Piranas (Pirhanas; происходящая, согласно отдельным источникам, от La Pimienta и основанная Ewe Oke)
л) San Jose Ochenta (основана Margarita Armenteros, Aina Yobo)
и другие.

Множество прославленных Священников принадлежали этим Ветвям. В 1928 году в Гаване Jose Urquiola «Pata de Palo» (Eshu Bi; ученик Tomas Romero, Ewin Leti ), принадлежавший, как говорят, Ветви Culos Verdes (происходящей, как и Los Trapitos, от La Pimienta), совместно с Panchita Lamar, инициировал будущую прославленную Ийалориша Aurora Lamar Obba Tola (13.02.1900 – 19.09.1965 гг.), прославившую впоследствии Течение Трапитос, и инициировавшую за 37 лет своего духовенства более 500 человек (по другим данным – около 2000).

Другой известнейшей Ийалориша была Susana Cantero (Omi Toke), инициированная, основателем Линии Los Wiyimiese, Andrea Trujillo (Ewin Yimi), которого в свою очередь короновал Efunshe Warikondo, бывший, как говорят, одним из основателей Системы Кариоча в 1840-х годах. Сусана Кантеро, согласно некоторым источникам, принадлежала Течению Guillemises, основанному африканской Жрицей коронованной Обатала (по другим источникам Линией Сусаны была La Pimienta).

Происхождение Регла де Ифа на Кубе связано с именем Eulogio Gutierrez, жившего в Calimete (Матанзас) и являвшегося потомком Obba (Короля) и Священником Обатала. В 1886 году, после окончания периода рабства, Eulogio принял решение возвратиться в Нигерию. Вернувшись на свою историческую родину, Eulogio получает сообщение от Орула, призвавшего его к духовенству Ифа. Eulogio инициируется в Африке и становится Олуво.

После этого, он получает предписание Орунмила вернуться на Кубу и установить там Orden Secreta. Вернувшись на Остров, Eulogio едет в Регла (Гавана) и устанавливает там Регла Ифа. По некоторым источникам, к тому времени (1914 г.) в Регла уже осуществляла свои функции Ийалориша Сусана Кантеро, происходящая из Cienfuegos.

Именно от Eulogio происходят другие прославленные Священники Ифа, такие как Bernabe Menocal (являвшийся, согласно некоторым данным, мужем Timotea Albear), Bernardo Rojas и Tata Gaitan (Ogunda fun; оставивший этот мир около 1945 года).

Современные критики Сантерии утверждают, что до 1946 года на Кубе не существовали Ориате. Однако существуют другие данные, исходящие из различных источников, и говорящие о том, что Timotea Albear (Latuan) являлась Оба Ориате (причем стала ей, согласно другим данным, ещё до прибытия на Кубу). Информация о том, что Латуан была Ориате исходит, помимо многих других источников, от духовных потомков Священника Обатала, инициированного в Guanabacoa в 1944 году, Gilberto Martinez (известного также под именем Baba Funke).

Существуют также свидетельства, что до 20 века функцию Ориате осуществляли только женщины. Согласно ряду источников, первым мужчиной Оба Ориате был Октавио Сама (Obbadimeyi), обученный Латуан. В 1941 году Obadimeji инициировал Nicolas Valentin Anagarcia (Oba Tola) и обучил его как Ориате. Он также обучил Tomas Romero (Ewin Leti), который обучил Lamberto Sama (Ogun Tohaye), который обучил Polinar Gonzalez (Ocha Weye).

Более того, существуют свидетельства, что термин «ориате» известен в Африке и его функция является той же самой. Так сообщают, что Бабалаво нигерийского города Iperu признают это слово и говорят, что функция человека с таким названием – осуществлять предсказание (Ита) для недавно инициированных Олориша (хотя подчеркивают, что данный термин ныне не столь распространен).

При этом, справедливости ради следует отметить, что, согласно утверждениям многих Жрецов, раньше не существовало церемонии становления Ориате (хотя сами Ориате существовали). По мнению других, церемония Ориате вполне оправдана и основывается на Оду Ифа Irete Kutan (где система Ифа рождает Дилогун).

Этимология слова «ориате» обычно прослеживается к двум словам языка Йоруба – Ори и Ате (место где осуществляется процесс предвидения – циновка и т.п.), либо Ори и Ите – «священное место».

Ориате – это, фактически, высший доступный ранг в иерархической структуре Сантерии. Человек может быть Олориша и Ориате одновременно. Синоним термина «Ориате» - «Италеро», который указывает на то, что данный Священник – специалист в использовании Оракула Дилогун. Ориате – мастер и начальник всех крупных церемоний Лукуми. Он – Закон Игбоду.

Итак, мы рассмотрели происхождение Традиции Регла Оша, именуемой также Сантерия. Все вышеприведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что возникновение Сантерии относится к самому началу 20 века, а вовсе не к 1946 году, как утверждают некоторые критики данной Традиции. Несмотря на все наши старания, нам не удалось обнаружить абсолютно никаких фактических данных относительно того, кто и что именно основал в 1946, и поэтому мы можем строить лишь предположения:

Во-первых, мы можем смело утверждать, что нечто основанное в 1946 году совершенно определенно не является Регла Оша (Сантерией), которая была сформирована надлежащим образом инициированными Священниками почти на 50 лет раньше.

Во-вторых, мы можем предположить, что даже если некие недобросовестные лица в 1946 году и попытались создать некое подобие традиции (применив к её обозначению термин «Сантерия», который к тому времени уже довольно долго использовался), эта традиция совершенно определенно не является той Сантерией, которая сегодня распространена во всем мире, и которая основана Лоренса Сама и Латуан.

В-третьих, мы можем предположить, что нечто созданное в 1946 году, было попыткой создания некой «модернистской» ветви Сантерии, однако мы не смогли обнаружить абсолютно никаких следов этой линии в современном мире (ни крестников, ни храмов и т.д.)

В-четвертых, поскольку критики Сантерии утверждают, что традиция созданная в 1946 году была основана НА КУБЕ (т.е. в «колыбели» Сантерии!) людьми НЕ имевшими надлежащей инициации в Оша-Ифа, мы можем смело утверждать, что Религиозное Сообщество Оша Кубы никогда бы не допустило такой чудовищности, как прикрытие ложной традиции названием «Сантерия» или его синонимами, и данный факт существовании лже-традиции был бы повсеместно и широко освещен. Однако, поскольку никакой информации о лже-инициированных лицах (основавших в 1946 году некую традицию) ныне обнаружить не удается, мы можем предполагать, что лже-ветвь Сантерии давным-давно канула в Лета.

 

Автор: Ernesto Domingo Embembo

 

Хостинг от uCoz